История марки Dodge
Основатели Додж – братья Хорэс и Джон Додж перед тем, как основать собственный автомобилестроительный бизнес, занимались с 1897 по 1900 год производством велосипедов в Детройте. В 1900 году они построили завод по производству деталей для автомобилей.
Вначале братья Додж занимались поставкой трансмиссий для Oldsmobile, затем, три года спустя, оказали помощь уже известному на тот момент Генри Форду в финансировании его компании. Один из братьев –Джон Додж -даже занимал пост вице-президента Ford Motor Company на протяжении многих лет сотрудничества с Фордом.
Запчасти, производимые на заводе братьев Додж, стали пользоваться большой популярностью среди потребителей благодаря своей высокой надежности. Такой поворот дел навел владельцев завода на мысль, что пора открывать собственный бизнес по производству авто. Так, в 1913 году появилась фирма, носящая их имя, и год спустя публике была представлена первая модель марки Додж. Бюджетный, настоящий автомобиль, стоивший несколько дороже популярного, но донельзя примитивного Форда Т, стал хитом сразу же после своего появления на свет : объем продаж этих автомобилей к 1919 году превысил 100 тысяч экземпляров. Сотрудничество с фирмой Budd оказалось очень плодотворным для Додж –начиная с 1916 года, Додж стали производить автомобили с цельнометаллическим кузовом в открытом и закрытом вариантах. Причем это был первый на тот момент массовый автомобиль такого типа.
Додж не обошел своим вниманием и грузовики –представители семейства Weapon Carrier поставлялись на фронт во время Второй мировой войны, а первый грузовик был выпущен в 1917 году. Dodge WC23 1941 года, который представлен на фото - один из представителей военных машин семейства WC.
В 1920 году компания Додж осталась без руководства – оба брата скоропостижно скончались от так называемой «испанки», причем Хорэс пережил Джона на каких-то полгода. В таком состоянии компания продержалась до 1925 года, выйдя по уровню производства на 4 место в американском автопроме, когда ее приобрел консорциум Dillon, Read & Company. Это было названо сделкой века –речь шла о 148 миллионах долларов. В 1928 году компания была приобретена Уолтером Крайслером, который прельстился производственными мощностями Додж. Такая сделка позволила Крайслеру стать одним из лидеров американского автопрома, войдя в один ряд с такими гигантами, как Форд и Дженерал Моторс. На тот момент автомобили марки Додж в составе Крайслера были на позициях между собственно Крайслером и DeSoto. К концу 30-х годов производство автомобилей марки Додж достигло 300 тысяч. В 40-е годы для военных нужд Додж активно производил легкие грузовики, поскольку производство легковых авто было почти полностью прекращено. Грузовики Додж Weapon Carrier можно было обнаружить не только в Америке, но и странах Европы, и даже в Советском Союзе, куда они поставлялись по ленд-лизу.
В послевоенные годы на базе Weapon Carrier было начато производство так любимых американцами пикапов Power Wagon.
В 50-е годы сотрудничество с итальянской фирмой Ghia привело к появлению модели Fire Arrow, которая порядком потеснила модели марок Chrysler и DeSoto (выпуск последних был прекращен в 1961 г.). Стоит отметить, что, несмотря на свою надежность, практически все модели марки Додж не отличались чем-то особенным в плане внешнего дизайна. Требовалось нечто, чтобы превратить Додж из такой серой, ничем не примечательной внешне машины в предмет гордости от обладания ею. Такой прорыв стал возможен только в середине 50-х, когда дизайнер Верджил Экснер разработал стиль Forward Look, ставший визитной карточкой автомобилей Додж. Отличительной особенностью новинки стало наличие огромных плавников, а модельный ряд дополнился сериями Coronet, Royal, Custom Royal. В 60-е годы к ним присоединились Matador, Polara и более компактные Dart, которые сразу полюбились клиентам. Именно это и заставило руководство Додж допустить ошибку, стоившую им падения объемов продаж. Отказ от полноразмерных авто оказался грубым просчетом руководства, и положение пришлось срочно выправлять. Так появились модели Polara, Custom 880, Coronet и Dodge Charger, который заставил относиться к себе как к серьезному масл-кару. Если дизайн автомобилей Додж вызывал некоторые претензии со стороны потребителей, то в отношении мощности мотора выбор был более чем богатым. Американцам пришлись по душе настоящие монстры, которые прятали под капотом от 230 до 425 лошадиных сил. На базе Charger в 1966 г. была создана Daytona, которая на гонках NASCAR стала единоличным фаворитом и удерживала свои позиции до 1971 года, пока руководство NASCAR не запретило участие автомобилей, объем двигателей которых превышал 5 литров. Напомним, у Daytona таковой был почти 7 литров.
Daytona и Charger были не единственными в ряду масл-каров от Додж –можно назвать модели Coronet, Super Bee, Dart Swinger и прочие. В начале70-х появился Challenger в комплектации Road & Track. Когда в конце 70-х начался топливный кризис, компании Крайслер пришлось отказаться от производства таких мощных автомобилей и искать менее затратные в плане расхода топлива варианты. Замаскировав Mitsubishi Lancer и позднее –Mirage под маской Dodge Colt, компания Крайслер старалась сохранить свое место под солнцем. Под маркой Додж продавались в основном автомобили японского производства. К концу 70-х корпорация Крайслер оказалась под угрозой банкротства, что было обусловлено нефтяным кризисом и отдельными неудачами в конструкции и сборке машин. В частности, таким провалом называют Dodge Aspen и St. Regis.
Благодаря вмешательству Ли Якокки, который фактически спас корпорацию от банкротства, Крайслер смогла начать производство менее громоздких моделей. Dodge Diplomat, популярный среди таксистов и полицейских, стал самым большим в модельном ряду Додж. В 80-е годы было налажено производство кабриолетов, а благодаря сотрудничеству с известным конструктором Шелби появились серийные спортивные модели. В 80-е годы появились первые минивэны Plymouth Voyager, Caravan, Caravan Grand.
Сила и скорость –главные «фишки» моделей Додж, из-за чего было налажено производство спорт-кара Challenger в 2006 году.